Преподаватель вуза: плюсы и минусы профессии по версии Андрея Лемишко

Андрей Лемишко

Все профессии важны, все профессии нужны. Но все равно есть те, которые считаются более значимыми и необходимыми. Например, преподаватель. С одной стороны, это не столь знаковая профессия, как учитель. Но так как современный мир становится более сложным, технологичным, инновационным, роль именно высшего (более специфичного) образования для общества растет, а значит и без преподавателей буквально не обойтись. Доцент кафедры маркетинга Львовского торгово-экономического университета Андрей Лемишко, знает о плюсах и минусах своей профессии не понаслышке. Вместе с ним мы в деталях разберемся в достоинствах и недостатках преподавательской деятельности в Украине.

10 плюсов профессии преподавателя:

  1. Интеллектуальный рост и развитие. Преподавание в университете предоставляет шанс непрерывного обучения и активного участия в научных исследованиях, расширения сферы познаний в рамках академических предметов. Как отмечает Андрей Лемишко, для того, чтобы работать качественно, необходимо погрузиться в свою область знаний, постоянно расширять экспертизу, быть в курсе последних новшеств. «Допустим, для меня маркетинг и все, что с ним связано — это не только мое профессиональное амплуа, но и источник бесконечного обучения. Я стараюсь быть в курсе последних тенденций, достижений и инноваций, а всем этим я могу делиться со студентами, повышать свой авторитет в их глазах, и, конечно же, развиваться интеллектуально».
  2. Передача знаний. Одна из ключевых задач профессии преподавателя — это передача знаний юным умам. Даже сам по себе этот процесс имеет историческое значение, уверен Андрей Лемишко. Также именно преподаватель способен зажечь искру интереса у молодых людей к тем или иным профессиям. В идеале вместе с хорошим специалистом студенты развивают навыки критического мышления, а это полезное умение для любого взрослого человека. «Я считаю что наша роль — это не только передача знаний, — рассказывает Андрей Лемишко. — То, что также входит в наши обязанности — это вдохновение молодых людей на путь саморазвития и самореализации. От усилий преподавателя нередко прямо зависит будущий карьерный и жизненный путь студента. Это ответственность, это гордость, это престиж нашей профессии».
  3. Частично свободный график. В связи с коронавирусной пандемией и полномасштабной войной подходы к высшему образованию несколько изменились. Прежде всего обучение частично перешло онлайн, что на практике может затруднять работу, но в целом обеспечивает и дополнительные преимущества. «Преподавателю не обязательно быть в университете или институте, чтобы проводить занятия, — рассказывает Андрей Лемишко. — Для гуманитарных дисциплин это не критичное изменение, ведь тут нет каких-то практических лабораторных работ, испытаний и т.д. Даже если пары полностью возвращаются офлайн, то преподаватель может оставшуюся нагрузку — выполнять тогда и там, где ему удобно: допустим, проверять контрольные дома, писать статьи посреди ночи или рано утром. Это тоже определенная свобода и гибкость, которой нет, например, у рабочего на заводе». 
  4. Автономность и креативность. За опытными преподавателями, например, доцентами обычно закреплены определенные дисциплины, по которым они не только читают лекции и ведут практические занятия, но и в праве менять программу обучения, дополнять ее более актуальной информацией и т.д. «Если ты полноправный хозяин своей дисциплины или курса, то у тебя достаточно много возможностей, — рассказывает Андрей Лемишко. — Можно проявлять креативность, можно продумывать ход практических занятий таким образом, чтобы добиться лучшего освоения информации и повышения интереса студентов к этим знаниям».
  5. Участие в академическом и научном сообществе. Преподаватель — это не только учитель, но и научный сотрудник. В рамках этого направления деятельности перед каждым специалистом открыты достаточно интересные перспективы в плане взаимодействия и сотрудничества с коллегами. «Самый простой вариант взаимной работы — это написание совместной статьи, например, с коллегой с другой кафедры, — рассказывает Андрей Лемишко. — Но ведь никто не говорит, что необходимо ограничиваться только своим вузом. Можно трудиться с коллегами из других городов и даже стран. В эру развития интернета даже идеальное знание языков не обязательно, чтобы, например, реализовывать международный исследовательский проект или другую программу в рамках образовательного партнерства».
  6. Определенная стабильность и гарантии трудоустройства. В Украине университет заключает с опытными преподавателями среднесрочные контракты — не годовые, а на несколько лет. Фактически, в течение этого времени сотрудник имеет гарантированную работу. Да, исключать на 100% сокращения нельзя, но обычно просто уволить человека тоже не выйдет, могут быть урезаны ставки на кафедре, то есть на какой-то год вместо 1 ставки преподаватель будет работать на 0.75 и зарабатывать меньше. Но в целом иметь какую-то финансовую подушку, даже на один учебный год вперед — это не так уж и плохо. «В Украине хоть какие-то гарантии могут иметь некоторые бюджетники, — рассказывает Лемишко. — Условного работника супермаркета или менеджера в офисе могут уволить практически в любой момент без веских причин. С преподавателем подобное не случится»
  7. Понятный карьерный рост. Обычно новичок получает должность преподавателя-стажера или ассистента. Далее нужно поступать в аспирантуру (обычно заочно) и начинать писать кандидатскую диссертацию. Еще до ее завершения можно стать просто преподавателем. Параллельно можно пойти работать в деканат на должность зам-декана. Уже после защиты диссертации и 5 лет стажа открывается возможность стать доцентом. «Приблизительно такой путь в профессии прошел я, — рассказывает Андрей Лемишко. — Дальнейшие перспективы могут не выглядеть очень радужно, но они тоже понятны. Можно накапливать стаж и со временем получить звание профессора. Еще даже будучи кандидатом наук и доцентом на некоторых кафедрах можно стать заведующим или же претендовать на должность декана. Но нередко рекомендуется написание и защита докторской диссертации для этих целей».
  8. Большой отпуск. Педагогические и научно-педагогические сотрудники в Украине имеют отпуск в 56 календарных дней. Это практически два месяца, что ощутимо больше, чем у большинства обладателей других профессий. И отпускные дни приходятся почти всегда строго на лето, что является роскошью во многих других сферах деятельности. «Длительный и что важно — летний отпуск — это одна из причин пойти в университет для молодых людей, — рассказывает Андрей Лемишко. — Для уже опытных работников подобное утверждение действительно справедливо, а вот стажерам зачастую все же с первого года на 2-месячный отдых рассчитывать не стоит. Как минимум, их может ждать приемная комиссия или же другие варианты обязательной помощи своему университету».
  9. Перспектива грантов и путешествий. Преподаватель, который активно занимается научной деятельностью, то есть не просто защитил диссертацию, а продолжает писать статьи, участвует в исследованиях и т.д., может получать гранты от государства, предприятий и разных частных структур. Это не только дополнительный заработок, но и достаточно интересные научные проекты. В отдельных случаях также специалистам предлагаются научные конференции, курсы повышения квалификации, программы обмена опыта не только в других городах Украины, но и за рубежом. «Насколько мне известно, в экономических вузах уровень развития международного сотрудничества не самый высокий, — говорит Андрей Лемишко. — Но, например, у фармацевтов все иначе. У меня знакомая кандидат фармацевтических наук, Наталья Пархоменко осенью 2022 года, то есть уже непосредственно во время полномасштабной войны, ездила на тематическую конференцию в Прибалтику. Как и полагается, командировка оплачиваемая, но главное — это общение с коллегами и незабываемый опыт».
  10. Для мужчин — отсрочка от мобилизации. Педагоги мужского пола во время полномасштабной войны имеют еще одно преимущество — их не могут мобилизовать без их собственного желания, ведь им полагается отсрочка в соответствии с действующими нормами украинского законодательства. Насколько это правильное или неправильное решение — вопрос дискуссионный. Обучать молодежь кому-то нужно. Конечно же, эта функция в полном объеме может быть возложена на женщин. Но мнение о том, что каждый должен быть полезен на своем месте, применимо к толковым педагогам мужчинам и звучит разумно.
Андрей Лемишко

Минусы профессии преподавателя:

  1. Основной минус преподавательской деятельности в Украине — это низкая оплата труда, считает Андрей Лемишко. Специалист с 10-летним опытом получает ниже средней зарплаты по стране. Это не очень правильно. Да, если получить финансирование (грант на исследования) или иметь подработки (репетиторство или лекции в частных структурах), то можно себя чувствовать достаточно комфортно, то есть на жизнь будет хватать. Но пока актуальны совсем другие тенденции, в том числе по сокращению бюджетов, урезанию количества ставок для отдельных учебных заведений или кафедр и т.д.
  2. Серьезная нагрузка. Есть мнение, что преподаватель читает пару лекций и проводит 5-6 практических занятий в неделю, на чем его рабочие обязанности собственно и заканчиваются. «В действительности, маленькие нагрузки преподавателей — это большой миф, — рассказывает Андрей Лемишко. — Непосредственно занятия — это даже не треть всех задач в нашей профессии. Еще нужно проверять контрольные и экзаменационные работы, готовиться к лекциям и практикам, встречаться с кураторской группой, консультировать студентов, писать научные статьи, помогать аспирантам с написанием диссертаций и т.д. В среднем на практике даже 8-часовой рабочий день — это не всегда реально, иногда приходится работать больше».
  3. Карьерный рост есть, но он не быстрый и ограниченный. Эффективно продвигаться по академической лестнице — это достаточно редкое явление. Да, есть амбициозные молодые преподаватели, которые к 30 годам уже защитили кандидатскую и работают над докторской диссертацией, видят себя через несколько лет главой кафедры, деканом или проректором. Но чаще бывает так, что подающий большие надежды аспирант долго остается в статусе преподавателя, становится кандидатом наук под 40 лет. «Продвижение по карьере зависит от многих фактором, но почти всегда требует удачного сочетания научной продуктивности и качественной административной работы», — подытоживает Андрей Лемишко.
  4. Много дополнительных обязанностей. Преподаватели университета не могут рассчитывать на то, что будут заниматься только обучением студентов и написанием научных статей. В 99% случаев еще немало сил потребуется уделить на различные административные задачи. Как минимум нужно составлять методические рекомендации, требования к которым достаточно часто меняются. Хватает и различной работы по кафедре. Кто-то отвечает за поступающих, кто-то — за магистров, то есть выпускников, кто-то каждый год собирает сведения по научной работе коллег и т.д. А еще есть приемная комиссия, различные проверки из деканата или Министерства образования (https://mon.gov.ua/ua) и многое другое. «Когда ты работаешь в университете уже 5-7 лет и больше, то никакими дополнительными обязанностями тебя не удивить, — рассказывает Андрей Лемишко. — Но стажерам, которым обычно более опытные коллеги пытаются передать все «лишнее», приходится тяжело. Многие из-за этих дополнительных обязанностей и вовсе отказываются от преподавательской карьеры».
  5. Общение с родителями. Казалось бы, фишка вуза — это работа с довольно взрослыми людьми, да, на первом курсе — это еще не совершеннолетние, но все же. В действительности, до 20% студентов так или иначе остаются под контролем родителей, а последние нередко считают за должное выражать недовольство или высказывать претензии преподавателям. В 9 случаев из 10 любое общение с родителями студентов (если речь идет не о поступлении, а последующем образовательном процессе) — это негатив для преподавателя.
  6. Безразличие студентов. Далеко не 100% людей, которые поступают в университет или другой вуз, идут сюда именно за значениями. Кто-то хочет продлить беззаботное время и не работать. Кто-то здесь из-за тусовок и характерной студенческой жизни. Кто-то пришел только за «корочкой» или потому что «родители заставили». Доля безразличных и не желающих учиться студентов варьируется из года в год, от факультета к факультету, от одной академической группы к другой. «Заставить учиться тех, кто не хочет, даже самый классный преподаватель, вряд ли сможет, — уверен Андрей Лемишко. — Интересной подачей материала можно переманить «на сторону знаний» сомневающихся, но не безразличных. Можно последних заставлять что-то делать, но знаний от этого у них не прибавится. К пониманию этого приходишь со временем».    

А еще есть проблема бюрократи, наличия студентов со связями, которым «нужно поставить определенную оценку», опозданий, использования смартфонов на парах. Но все это на практике можно решить, причем достаточно легко. Фактически каждый момент — можно считать организационным. Обычно, как считает Андрей Лемишко, уже на первом знакомстве со студентами очертить свои правила и требования к процессу, а в дальнейшем остается лишь следовать им и не изменять своим принципам (правилам).

В завершении стоит сказать, что не для каждого вуза в Украине свойственны описанные выше плюсы и минусы. Кроме того, отдельные преподаватели могут иметь другую точку зрения, и то, что для Лемишко кажется плюсом, для кого-то будет скорее минусом или обыденностью.

Подпишитесь на наши социальные сети Telegram, Facebook, Instagram

Опубликовал(а)А. Баженова
Главный редактор сайта "Имеется Мнение".
Предыдущая запись
Казино онлайн играть в лицензионные автоматы
Следующая запись
Як вибрати і купити жіночу еротичну білизну
Добавить комментарий
Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *