Учительница Карина Койнаш о зарплате, бюрократии и других проблемах школьного образования

Учительница Карина Койнаш о зарплате, бюрократии и других проблемах школьного образования

Работа учителем в школе — не самая престижная и благодарная в нашей стране профессия, тут и оплата труда оставляет желать лучшего, и бюрократии все еще многовато. Но все равно хватает молодых энтузиастов, которые хотят и любят учить детей.

Карина Койнаш — молодой педагог, которая сразу после окончания Национального педагогического университета имени М.П.Драгоманова (https://npu.edu.ua/) в 2017 году пошла работать учительницей гимназии в столице. Спустя пару лет в 2019 году она согласилась заменить ушедшую в декрет коллегу в общеобразовательной школе городка Дымер под Киевом. Да, это еще не сельская школа, но серьезный контраст со столичными учебными заведениями был ощутим. В Дымере Койнаш проработала один учебный год, а затем вернулась в Киев. 

Затем началась пандемия коронавируса Covid-19, которая нарушила привычный образовательный процесс, а когда уже педагоги адаптировались к новым реалиям, началась полномасштабная война в Украине. Карина Койнаш в марте 2023 года выехала в Польшу, но к началу учебного года 2022-2023 г.г. вернулась в Киев. Сейчас она планирует либо устроиться в частную школу, для чего уже проходила собеседование в Авторскую школу Бойко (https://boiko.top/), переехавшую из Харькова в столицу, либо работать репетитором и лишь на полставки (или меньше) в гос учреждении образования. 

О своих впечатлениях от профессии и «подводных камнях» работы учителем в Украине Карина Койнаш рассказала в небольшом интервью для нашего издания.

Как стать учителем сегодня?

«Я окончила профильный ВУЗ — педуниверситет Драгоманова по специальности «Среднее образование (Химия)», факультет Естественно-географического образования. — рассказывает Карина Койнаш. — Это основной вариант, но не единственный. Коллеги чуть  старшего возраста, например, приходили учителями в школу после окончания аспирантуры в других высших учебных заведения или даже прервав научно-исследовательскую работу в своем ВУЗе».

Сколько зарабатывает учитель школы в Украине?

«За май 2023 года на руки, то есть после уплаты налогов, я получила почти 8500 грн, — рассказывает Койнаш. — «Грязными» молодой учитель с небольшим стажем, как у меня, получается около 10500 грн. И это еще с учетом различных премий и надбавок, ведь голый оклад составляет 5700 грн. Допустим, отпускные начисляются прежде всего с учетом этого окада, плюс пособие на оздоровление, которое составляет что-то около 500 грн. Из-за этого, например, в конце первого года своей работы учителем в августе 2018 года я буквально осталась практически без денег, была вынуждена занимать у знакомых до зарплаты.

В целом, конечно же, для нормальной жизни зарплаты учителя мало. Поэтому и есть стереотип, что работа подходит девушкам с состоятельным супругом. Я не жената и обеспечиваю себя самостоятельно. К счастью, есть однокомнатная квартира в Дарницком районе, поэтому на скромную жизнь все же хватает. Плюс я подрабатываю репетитором, и порой этот дополнительный заработок оказывается даже больше основной зарплаты». 

Зарплата небольшая, зато есть много плюсов, например, неполный рабочий день, так ведь?

«Да, есть свои плюсы, и главный, наверное, это большой отпуск. А вот, например, мнение о том, что рабочий день всего 4-5 часов — это заблуждение, — рассказывает Карина Койнаш. — Да, в школе может в среднем ты столько и находишься, но тогда нужно брать тетради на проверку домой и в домашних условиях готовиться к следующим урокам, а суммарно это занимает те же 3-4 часа, то есть итого выходит полноценный рабочий день других специалистов».

Ситуация в столичных школах более-менее ясна, а что в области, о реалиях там известно мало?

«Я работала в Дымере — это хоть и небольшой городок, но пригород Киева, и там ситуация в плане развития инфраструктуры и обеспеченности квалифицированным педагогическим персоналом вполне приемлема. Да, там больше, скажем так, учителей старой закалки, которым сложно освоить современные технологии (не знаю, как они во время коронавирусных карантинов вели уроки онлайн), реализовывать все принципы Новой украинской школы (https://mon.gov.ua/ua/tag/nova-ukrainska-shkola), организовывать инклюзивное образование. Но какой-то пропасти с киевскими школами я не заметила, разве что материально-техническое оснащение моего химического кабинета в Дымере в разы скромнее, а инвентарь — старше.

Зато несколько коллег делились там со мной своим опытом работы в сельских школах. Вот там ситуация, мягко говоря, не очень. Например, Валентина Михайловна, учительница математики старших классов в Дымере рассказывала, как еще в 2013-м она работала в сельской школе под Белой Церковью. Там, по решению Районо или вышестоящего руководства пришел приказ, что учителям расширяются обязанности и им необходимо в зимнее время ходить по частным домам села и проверять работоспособность дымоходов (а также наличие дров для обогрева). Для этого с периодичностью раз в месяц необходимо было после работы (понятно дело, не в рабочие часы) обойти все дома и тщательно осмотреть каждый из них. За каждым учителем закрепили определенные адреса, и даже пожилые люди должны были ходить и заглядывать на чердаки. И никого не волновало, что женщины могут не разбираться в том, рабочий этот дымоход или нет. Начальство сказало «надо», выполняйте.

Еще одна история с сельскими школами связана с перевозкой детей. Ведь там зачастую в одно учебное заведение едут с различных деревень поблизости, расстояния могут достигать 6-10 км и более. Мне рассказывали, что это действительно большая проблема. В одних случаях детям приходится идти пешком, а это минимум час, а то и больше. В других — родители, которые рано встают и едут на работу в Киев, привозят своих дочек или сыновей к сельской школе в 6 утра, а они там ждут начала уроков. 

Казалось бы, отличное решение проблемы — школьный автобус для сельской школы. Но даже если удается выделить деньги, уже на плечи директора падает необходимость найти водителя. Заработная плата — минимальная, желающих мужчин будет минимум — разве что пенсионеры. А ведь перевозка детей — это большая ответственность, где гарантия, что дедушка зимой, когда рано темнеет, не уснет и не окажется в кювете?

В общем, если в городах ситуация со средним образованием еще относительно сносная, то в селах и деревнях Украины — все намного плачевнее. И это еще не говоря о качестве обучения, которое зачастую там тоже страдает. Бывает так, что один учитель ведет и географию, и химию, и иностранный язык, а сам по образованию биолог (и это еще хорошо, что есть хоть какое-то образование)».

Что в работе учителя не нравится?

«Прежде всего бюрократия, обилие бумажной работы, — рассказывает Карина Койнаш. — Тут лучше рассматривать конкретные примеры, чтобы было понятно. Учитель химии проверяет тетради не каждый день, но если проводятся контрольные или самостоятельные, то это может быть 100-150 работ в неделю. По нормативам одна проверка должна занимать пару минут, но на практике это невозможно, особенно если это не работа отличника, где нет ошибок. В результате если пересчитать по часам за месяц я трачу на проверку тетрадей минимум 3-4 рабочих дня (около 20 часов). А доплата за это по решению Министерства образования составляет около 10% от оклада, то есть 500-800 гривен. 

Еще один элемент бюрократии и отчетности — организация и проведение различных мероприятий. Так как я пока классным руководителем не стала, меня эта участь обошла стороной, но я видела, как мучаются коллеги, организуя спортивные соревнования или творческие мероприятия. Детям они может быть и были бы интересны, но все это делается просто для галочки для Районо, МОН и т.д. Подготовка к мероприятию ведется около недели, а по сути, если никто из представителей министерства или Районного управления образования Киева (https://kyivcity.gov.ua/dity_dytiachi_sadky_ta_shkoly/dytiachi_sadky/raionni_upravlinnia_osvity_kyieva/) не приедет, то нужно сделать фотоотчет и отправить его. Если условно младшие классы и 5-6 класс еще этого не понимают, стараются, вовлекаются в процесс, то старшеклассники относятся к этому, словно к рутине. Можно сказать, что учителю под силу сделать так, чтобы представление было действительно классным, убедить детей, что это для них самих, на память для родителей. Но тут тоже многое упирается в свободное время и оплату труда — подобные отчетные работы не стимулируются материально.

Третий печальный момент, о котором хотелось бы сказать — это открытые уроки. Я не понимаю, для чего это нужно. Да, проверять учителей необходимо, но разве так. На практике чаще всего открытый урок — это своеобразное заранее отрепетированное представление, где дети заучиывают ответы на вопрос, знают, в какой последовательности выйдут к доске и т.д. Лично я таких «постановок» не делаю, а провожу все свои открытые уроки в обычном режиме. Да, не все проходит гладко, зато мы не теряли время на бессмысленную подготовку, а занимались тем, чем и должны — учились, а мои ученики получали знания.

Я считаю, что Министерству и другим чиновникам сферы образования необходимо осознать, что эффективное преподавание — это не погоня за совершенством просто «на бумаге» или поверхностная демонстрация».

Что является основной целью учителя в школе?

«Я вижу свою главную задачу в том, чтобы давать знания детям, — рассказывает Карина Койнаш. — Большинство педагогов и родителей с этим согласны, но есть и исключения. Например, некоторые думают, что учителя занимаются воспитанием, хотя это не совсем так, тут все должно идти от семьи. Немало родителей считают главным для своих детей не знания, а хорошие оценки: за мои 6 лет работы я уже минимум 5 раз сталкивалась с тем, как приходит мама или папа, и рассказывает, что нам нужен более высокий балл. Я говорю, что вот контрольные и самостоятельные работы, они написаны на такие-то оценки, в результате итоговый балл такой-то, точка.

Коллеги постарше говорят, что сегодня уже очень мало родителей хотят более высоких оценок. Ведь табель особой роли при поступлении в ВУЗ не играет, главное — это то, как будет сдано ЗНО, а сейчас Национальный мультипредметный текст, то есть НМТ (https://testportal.gov.ua/)».

Буллинг в школах — это реальная проблема?

«Скорее да, чем нет, — считает Койнаш. — Чаще всего это, конечно же, проблема взаимоотношения между детьми. Как мне кажется, в силу своей молодости и понимания ценностей молодежи, мне чуть проще пресекать подобное на своих уроках, иногда переводить неоднозначные выкрики в шутку. Но пару случаев было, когда я лично говорила с детьми по поводу недопустимости подобного поведения (один раз с девочкой, другой — с мальчиком), потом еще обсуждала ситуацию с их классными руководителями, а те общались с родителями.

Я стараюсь выстроить дружелюбные взаимоотношения с детьми, но без перегибов и панибратства. С моей стороны точно никакого буллинга никогда не было. Зато в первые годы работы я несколько раз была жертвой травли. Я тогда использовала технику Time Out, когда нужно выдержать паузу, чтобы самому не агрессировать, а потом обсуждала ситуацию с классом, проговаривала, что такое взаимодействие всем нам не подходит. Считаю, что это сработало». 

Как проходит стандартный рабочий день учителя?

«Все довольно привычно, если уроки в первую смену, то первая часть рабочего дня — это занятия в школе, — рассказывает Карина Койнаш. — Когда уроки закончились, то можно либо оставаться в классе и проверять работы (если есть) и готовиться к следующим урокам. Когда вторая смена, то обычно наоборот — первая часть дня — подготовка и проверки, а уже потом — уроки.

В случае с химией не всегда готовиться к следующим урокам можно только дома. Да, какие-то простейшие лабораторные можно протестировать даже в квартире, но все же лучше — в специализированном кабинете. Вопрос техники безопасности, тоже достаточно важен, в этом смысле учитель химии несет больше ответственности, чем, допустим, географ и математик.

Обычно у меня бывает 4-5 уроков в день. Но это не значит, что условно в 13 часов я уже свободна. Дальше, я обычно готовлюсь к следующим урокам. Казалось бы, если у меня завтра будет 4 урока с восьмыми классами, то по сути я готовлю один конспект и материалы. Но все не так просто. Во-первых, с одним классом мы уже ушли чуть дальше, а с другим — остаем. Эту информацию нужно проверить. Во-вторых, в каждом классе есть разные дети — одни схватывают все быстро, другим нужно дополнительно разъяснять или повторить материал. В результате каждый урок идет по своему сценарию, универсального процесса нет и быть не может. Чтобы весь материал был хорошо освоен детьми, то и подготовка должна быть максимально индивидуальной.

Со школы я обычно приходила домой в 16-17 часов. Но. Впереди не свободное время для себя, а еще проверка тетрадей — контрольных и самостоятельных работ. Это еще в среднем от часа до двух. Пусть не каждый день, но все же».

А что там с ремонтами классов — это же так часто обсуждаемый момент?

«Вот тут пока ничего интересного не расскажу, в своей практике с этим пока непосредственно не сталкивалась, — улыбается Койнаш. — Мой химический кабинет отремонтировали за год до моего прихода и он пока в хорошем состоянии. Как-то завуч на совещании весной этого года озвучил, что можно было бы поменять роллеты, но я считаю, что сейчас это вряд ли первоочередная задача. В Дымере этот вопрос со мной тоже не поднимался, ведь я там была временно. Знаю, что обычно задача сверху идет от директора, реже — от учителя, а именно классного руководителя. Он уже общается с родительской тройкой. Что-то порой можно получить от государства, например, новые парты, наборы для лабораторных испытаний, колбы и т.д. Но обои, окна, освещение, телевизор или проектор — это де-факто задача учителя. У него, понятно дело, денег на это нет». 

Как проходила учеба в пандемию и сразу после вторжения 24 февраля 2022 года?

Когда начался карантин мы перешли на онлайн-обучение, — рассказывает Карина Койнаш. — В целом мне не было трудно, так как у меня нет сложностей с современными технологиями. Но химия — это специфический предмет и практику удаленно реализовать сложнее. Хотя некоторые простые опыты в домашних условиях мы проводили — безобидные и не опасные, даже если ребенок сам дома без родителей.

Уже в 2021 году все нормализовалось и вернулось в привычное офлайн-русло, но затем настало 24 февраля 2022 года. Весь март никакого учебного процесса не было. Я выехала в Польшу. С апреля начали приступать к онлайн-обучению. Летом я вернулась в Киев, новый учебный год был сначала дистанционным, потом комбинированным — две недели в школе, две — онлайн. Сидели без света зимой, весной бегали в ближайшее бомбоубежище во время воздушных тревог. Морально сложно, но дети адаптировалась, я тоже. В общем, работаем и будем работать дальше. Уж нам точно легче, чем нашим защитникам на фронте». 

Какие планы в профессии?

«В последние 2 года заметила, что репетиторство может давать более высокий доход при меньших трудозатратах, — рассказывает Койнаш. — Да, обычно спрос на мои услуги повышается весной — перед ЗНО и НМТ, но можно вести дополнительные занятия онлайн и весь год, ученики будут. У меня как раз закончился контракт с текущей школой и я пока думаю либо пойти в частное заведение, где выше заработная плата, либо остаться на 0.5 или 0.25 ставки и больше заниматься репетиторством».

Что нравится в профессии учителя больше всего?

«Я люблю учить детей, — говорит Карина Койнаш. — Если бы не низкий уровень оплаты труда и много бюрократических моментов, то ничего бы не меняла в своей жизни, с радостью трудилась бы в той же киевской гимназии. Мне нравится, как трансформируются некоторые дети, уже есть пример, когда 6-класснику было все равно до учебы, а спустя 4 года, он один из лучших учеников, химию любит, говорит спасибо за интересные лабораторные. Ради этого учителям и хочется трудиться дальше».

Подпишитесь на наши социальные сети Telegram, Facebook, Instagram

Опубликовал(а)А. Баженова
Главный редактор сайта "Имеется Мнение".
Предыдущая запись
Пин Ап казино: как играть на портале с бонусами и привилегиями
Следующая запись
Как выбрать врача травматолога-ортопеда в Днепре?
Добавить комментарий
Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *